Проблемы огромные, но решаемые,... если их решать...
24 июля 2018
После гладкого и скучного выступления руководителя департамента Дениса Блохина при полной тишине со стороны представителей муниципалитетов прозвучал ряд депутатских вопросов. Ответы на них также были скучные, хотя иногда и вызывали недоумение. К примеру, на вопрос Руслана Перелыгина о бесплатной альтернативе будущему платному Западному обходу (об этом прямо говорилось в письменном докладе чиновника) Денис Блохин удивился и сказал, что сведениями о том, что Западный обход будет платным не располагает, и отвечать не готов.
Представители районов на провокации руководителя Комитета по строительству и ЖКХ Геннадия Сафонова не поддавались и в ответ на его предложения поднимать проблемы, так как именно для них этот круглый стол организован, на амбразуру не бросались.
В целом, точку зрения департамента в исполнении Дениса Блохина можно было резюмировать примерно так: чиновники работают прекрасно, если и возникают накладки, то по вине недобросовестных подрядчиков.
Так и остался бы круглый стол мероприятием без серьёзной смысловой нагрузки, если бы не генеральный директор ОАО "Орелдорстрой" Василий Колодезный. Его выступление обнажило совершенно другую сторону вопроса и стало недостающим пазлом в картине безуспешного и затратного дорожного строительства области, потому и вызвало аплодисменты участников.
Это выступление заслуживает если не полной публикации, то хотя бы самого подробного пересказа, который передаст суть проблем дорожного строительства Орловщины.
Начал Почётный дорожник России с корня проблемы: "Километр километру разница",
и пояснил, что если сегодня проектировщики не решат проблему карьеров, песков, просто грунта, то проблема дорожного строительства также останется нерешённой. Сегодня примерно 50 на 50 случаев земполотно строится с покрытием. Этого не должно быть. "Мы 30 лет тому назад построили 1000 километров сельских дорог в нашей Орловской области. Они сегодня никем не эксплуатируются, но они стоят прекрасно". В то время Василий Колодезный твёрдо отстаивал свою позицию: "Капитальность покрытий прежде всего. Она должна быть предусмотрена проектом". На сегодняшний день размазывание денег "чего-то там, как-то там" приводит к тому, что даже добросовестный подрядчик будет выглядеть, как жульё, даже и в глазах работников прокуратуры. Каждый может плюнуть в подрядчика, не считаясь ни с какими заслугами. Это не правильно. "Начинается всё с проекта", назвал Василий Колодезный источник проблем в работе подрядчика и заметил, что в существующих ныне в области условиях и ОАО "Орёлдорстрой", может быть, недолго будет работать. Простым примером он привёл следующее положение вещей. Есть о недрах закон, есть положение для работы постоянных песчаных карьеров, которые оформлены на конкурсной основе. Депутаты приняли закон, чтобы можно было выдавать быстро материалы под конкретный объект. Нужно принять порядок, который будет регулировать эту работу – порядка нет. В проектной документации написано "транспортировка грунта с резерва на 5 километров". Не ясно, с какого резерва, где брать грунт. Подрядчик начинает выкручиваться: "Давайте копнём тут,... копнули – приходит прокуратура. Кто виноват? Подрядчик виноват? Виноват, но где власть?" Процесс затягивается, работа не выполняется. "Пропишите систему, где на местах решить эту проблему!" призывает Заслуженный строитель РФ чиновников. Проектировщик должен точно показать: вот этот грунтовый резерв. "Мы 1000 километров построили. Нарушили мы природу Орловской области? Нет, не нарушили. Всё было сделано, как положено, рекультивировано и заросло, заросло деревьями", объяснил Василий Колодезный. "А на дороге нет сухого грунта!" Проектировщик пишет "вот оттуда возьмёшь, туда перевезёшь". С откоса? Всё в воде стоит. Как его выгрести, этот грунт? Подрядчику говорят: "Контракт выиграли – работайте! Куда ваши глаза смотрели? Разве это деловой подход?"
Особенно отметил Василий Колодезный проблему материалов. Кстати, нехватка инертных материалов указана в докладе Дениса Блохина в качестве одной из причин неполного освоения денег из дорожного фонда в 2017 году. Проектировщики пишут один карьер – Карповский, причём качество щебня из него сомнительное. К тому же в год он выпускает 70 тысяч кубов щебня, а для выполнения контракта ОАО "Орёлдорстрой" требуется на 2 месяца 125 тысяч кубов. "Где брать?" спрашивает подрядчик. 300 кубов в день выдаёт Карповский карьер. "Вальяжный карьер, разговаривать никто не хочет", отмечает Василий Колодезный, который предлагал даже свои дробилки притащить, но встретил отказ.
Опытный дорожник предлагает заказчику поменять основание, сделать более современное, прозрачное, укреплённое цементом, как строили раньше, как следует, сделать по-настоящему жёсткое основание. Тогда вопросов не будет. В качестве примера Василий Колодезный приводит улицу Васильевскую, выезд на Болховскую, где было много лет назад сделано бетонное основание.
Эти вопросы надо решить в целом. "Надо всех построить как следует", говорит дорожник. И песчаные карьеры в том числе. В смете заложена цена песка 100 рублей, а начинают отпускать по 150 – 170 рублей. "Вы же согласовывали! Мы выдали лицензию, они нам обязаны, они здесь живут, они здесь работают! Мы для кого это делаем?" В итоге песок возят из Брянской области: "Денежки гоним туда". Ничего не делается здесь. "Это кричащие вопросы, которые решать надо мгновенно!"
Есть в проектах и ещё одна проблема. При строительстве дорог есть технология, требующая, чтобы всё время было движение, работы ведутся на одной половине. Но материалы надо завозить раньше, делать штабеля, по-другому нельзя. Кто будет ждать 3 часа, когда машина придёт? "Мы делам перевалки по 200 тысяч кубов песка, щебня, это никак не учтено". Куда смотрит экспертиза? Как технологически будешь выполнять? Сначала проектировщику говорят: "Снизь тут на столько-то процентов, он повыдёргивает", а потом будут уговаривать на торгах подрядчика взяться за такой контракт.
По поводу банковской гарантии Василий Колодезный пояснил, что по закону она даётся на объект, и на каждую банковскую гарантию он даёт личное поручение. "О чём Вы хотите говорить? Чтобы на тот срок гарантии была ещё банковская гарантия? И когда личное поручительство, я буду 6-7 лет сидеть и караулить эти объекты? Да я никогда не пойду на эту работу". Если кто согласится, то опять наберут тех людей, о которых не раз говорили как о недобросовестных подрядчиках. "Каждый должен делать то, что нужно делать".
Относительно проектно-сметной документации, по мнению Василия Колодезного, руководство области должно понимать, что на сегодняшний день в сметах. "В сметах заложено дизтопливо по 23 рубля, покупаем по 40, битум заложен 13 тысяч рублей, покупаем за 23. Железобетонные изделия заложены – 16 тысяч рублей, покупаем за 26. Зарплата. Как удивительно! Президент дал команду, а как теперь выдержать это всё? В сметах у нас 5% зарплата, а платим 15-20%. Обратите на это внимание, каково на сегодняшний день подрядчикам работать. Есть плохие подрядчики, всякие есть люди в этом деле, но без бизнеса никакого движения не будет. Надо учиться со всеми говорить. Надо садиться и со всеми говорить. Обсуждать эту проблему, потому что эти люди волокут всё, они же всё тащат, они везут, они строят, они делают. Этим процессом надо руководить. Ничего не решится само по себе". В качестве позитивного примера Василий Колодезный привёл работу губернатора Белгородской области, который сам распределяет щебень, цену честно вносит в проект, и никто не посмеет её задрать. "Мы там 10 лет работали, мы построили все дороги в Белгородской области".
"Это дело тонкое. Это не просто – строить дороги. Эти проблемы огромные, но они решаемые. Если их решать, они решаемые", заметил Василий Колодезный. А если просто так делать, найдутся люди, которые возьмутся... ОАО "Орёлдорстрой" пыталось участвовать в конкурсах в Орле, в том числе и на набережную, но было отодвинуто... "И некому сказать, кто придёт дырку залатает". "Я житель, и мне неприятно, когда в своём городе такое безобразие". "Сегодня не надо думать, что рынок всё расставит. Не расставит, надо этим вопросом заниматься".
Выход из положения, по мнению профессионала, один – полностью поменять основания. Делать хорошие, жёсткие и по-настоящему.
Причину бед в ремонте дорог по городу Василий Колодезный назвал в экономии на мелочах. При выравнивании дороги важно учитывать, чтобы нигде не стояла вода, которая является главным разрушителем дороги. После ремонта не должны стоять лужи, а для этого нужен грамотный проект.
В заключение своего выступления руководитель ОАО "Орёлдорстрой" отметил, что все эти вопросы надо проторговывать в этом году, тогда за зиму подрядчик заготовит материалы, и темпы работ будут хорошие с апреля-мая. Если в этом году не проторгуем, а будем торговать в апреле, проблемы останутся те же.
Комментарий Руслана Перелыгина, депутат Орловского областного Совета народных депутатов, члена комитета по строительству и ЖКХ:
Выступление Василия Петровича Колодезного, которому очень хочется высказать слова благодарности и уважения за его открытость и профессионализм, показывает, что необходимо менять управленческий подход в исполнительной власти и учиться работать системно, глубоко погружаясь в проблематику вопроса. У Василия Петровича есть опыт работы с другими регионами, где чётко отлажены процессы и где сильная, опытная рука власти, а проще говоря, хозяйская рука руководителя региона. Вот там комфортно работать и развиваться бизнесу. Необходимо создать рабочие группы по отраслям, начиная с дорожного строительства, пригласить лучших руководителей, профессионалов и создать дорожную карту для решения первоочередных задач. Как сказал Василий Петрович, надо учиться говориться со всеми, но не только говорить, ещё надо учиться слышать и понимать, учиться честно сотрудничать, только тогда будут решаться проблемы и в сфере дорожного строительства, и по другим направлениям.
Василий Петрович Колодезный прошел все ступени роста дорожного специалиста: начиная с мастера и до главного инженера треста. В 1983 году по согласованию с ЦК КПСС был назначен управляющим трестом "Югозапдорстрой". Так он стал самым молодым руководителем одного из самых мощных предприятий системы Минтрансстроя СССР, затем управляющим трестом "Югозапдорстрой".
В 1988 году, когда трест перебазировался в г. Орел для реализации программы строительства дорог Нечерноземья, начался трудовой путь в Орловской, Курской, Тульской, Белгородской, Воронежской областях, на Московской кольцевой дороге МКАД, на Кольцевой автодороге вокруг г. Санкт-Петербурга и других объектах России.
Важной вехой в трудовой деятельности была работа, проведенная по строительству, реконструкции и ремонту магистральной автомобильной дороги М-2 "Крым", автодороги Орел – Тамбов, автодороги Тросна –Калиновка в Орловской и Курской областях, строительству и реконструкции магистральных дорог Белгородчины: Спутник – Сумская – Чичерина – Ротонда, магистральной дороги регулируемого движения Таврово – Соломино – Разумное, автодороги по обходу г. Старый Оскол и транспортной развязки в разных уровнях в г. Губкине на автодороге Короча – Губкин – Горшечное, реконструкции участков автодороги Белгород – Шебекино – Волоконовка, реконструкции и модернизации аэропорта в г. Белгороде с доведением его параметров до уровня международного.
За достигнутые успехи коллектива ОАО "Орелдорстрой" и личный вклад руководителя ОАО "Орелдорстрой" Колодезный Василий Петрович награжден:
правительственными наградами:
почетным званием "Заслуженный строитель РФ";
орденом Дружбы;
ведомственными наградами:
знаком "Почетный транспортный строитель";
знаком "Почетный дорожник России";
юбилейным знаком отличия I степени "За заслуги в транспортном строительстве";
юбилейным нагрудным знаком "В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями";
медалью "За заслуги перед Землей Белгородской";
медалью "Почетный работник транспорта России".